Александр Шинкаренко: Четких критериев оценки качества ветеринарных услуг пока нет

Доктор ветеринарных наук, профессор, председатель Национальной коллегии судебных экспертов ветеринарной медицины и биоэкологии Александр Шинкаренко, занимающийся разработкой национального стандарта, связанного с экспертизой качества оказания ветеринарных услуг, рассказал, почему действующее российское законодательство не позволяет в полной мере защитить права владельцев и ветврачей.

На современном этапе отмечается рост объемов оказываемых ветеринарных услуг, которые носят платный характер. Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями ветеринарных услуг, регулируются в основном: законом «О защите прав потребителей» и законом Российской Федерации «О ветеринарии», Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 06.08.1998 г. № 898, Гражданским кодексом РФ.

Закон «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Общие нормативные требования к качеству содержатся в ст. 309 ГК РФ, которая предусматривает обязанность сторон по надлежащему исполнению обязательства в соответствии с его условиями и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Таким образом, ГК РФ не предъявляет никаких специальных требований к субъектам, оказывающим ветеринарные услуги, и это ведет к неясности в определении качества. 

Нормативное определение понятия качества услуги можно найти в ГОСТ 30335-95/ГОСТ Р 50646-94, где под качеством услуги понимается «совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя». 

Таким образом, критериями оценки качества ветеринарной услуги должны выступать различные характеристики услуги, которые должны соответствовать определенным требованиям.

Так, действующие Правила оказания платных ветеринарных услуг определяют виды платных ветеринарных услуг, порядок их предоставления, прием и оформление заказов на платные ветеринарные услуги (работы), порядок и формы оплаты, но не детализируются установление качественных характеристик и их формы оценки.

Количество обращений владельцев животных, как потребителей, с вопросами о дачи оценки качества ветеринарной услуги растет ежегодно. Многие споры разрешаются через проведение специальных ветеринарных экспертиз, целью которых является определение соответствия или не соответствия качеству той или иной ветеринарной услуги.

Четких критериев оценки качества ветеринарных услуг, отраженных в нормативно-правовой документации нет. 

Также не существует методики проведения экспертных исследований в данной области знаний. Разработка ГОСТ поможет структурировать и внести методологическую основу в этих понятиях и безусловно внести ясность в определении качества ветуслуг, как для исполнителей услуги, так и потребителей.