Союзники отмечают пятилетний юбилей

Союзники отмечают пятилетний юбилей

фотогалерея

23 ноября участники Союза предприятий зообизнеса отметили свой пятилетний юбилей. Празднование дня рождения проходило в одном из старейших павильонов Всероссийского выставочного центра (ВВЦ) – «Республика песни», охраняемом государством, как памятник архитектуры. Юбиляры принимали поздравления от Торгово-промышленной палаты России, общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Комитета ветеринарии Москвы, Ассоциации ветеринарных практикующих врачей, Общественного экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы, Российской гильдии пекарей и кондитеров. В адрес СПЗ пришло множество телеграмм и писем от его участников из Владивостока и Комсомольска-на-Амуре, из Курска и Воронежа, из Ростова-на-Дону и Сургута, а также от предпринимателей со всей России, которым СПЗ оказал помощь в решении их проблем. В приветствиях отмечалось, что за пятилетие организация прошла тернистый путь, став структурой, представляющей интересы предприятий и предпринимателей в сфере зообизнеса. Союз предприятий зообизнеса - один из ярких представителей делового сообщества страны. Во многом именно усилиями таких организаций отечественное предпринимательство добивается все большего внимания государства, а значит, новых возможностей в отстаивании своих законных прав и интересов. Сегодня авторитет Союза не обсуждаем – и это лучшее свидетельство профессионализма и неподдельного энтузиазма в работе руководства и членов организации.
 
Один из учредителей СПЗ сначала высказал удивление: «Неужели Союзу уже пять лет? Как быстро летит время!» А потом добавил: «Вспоминая все добрые дела, которые СПЗ совершил за это время, у меня создалось впечатление, что Союз был всегда!».

Цветы и шампанское, подарки и добрые слова, песни и стихи, веселые игры и танцы, торт с фейерверками – все это создало атмосферу настоящего праздника. «Но самое главное, - как отметил один из новых участников Союза, - я ощутил себя членом большой и дружной семьи. С такими родителями, братьями и сестрами мы не пропадем!».

Как и почему был создан Союз предприятий зообизнеса?

День рождения СПЗ – 25 октября 2004 года. Именно в этот день Союз был официально зарегистрирован. Однако формирование тактики и стратегии деятельности некоммерческой организации, которая бы могла представлять и защищать интересы широкого круга предпринимателей, заняло значительное время группы энтузиастов, решившихся на создание многопрофильного объединения представителей отрасли. Нужно сказать, что  зообизнес в России по сравнению с другими отраслями еще находится в школьном возрасте. В последние год-два компании, которые стояли у истоков зообизнеса в нашей стране, отмечают пятнадцатилетние и десятилетние юбилеи. До создания СПЗ в России существовало несколько общественных организаций, имеющих отношение к зообизнесу. Это Ассоциация ветеринарных практикующих врачей, Ассоциация предприятий зооиндустрии в Санкт-Петербурге, Российская Ассоциация зоотехнии, ветеринарии и зооиндустрии. Все они сделали немало на стадии становления зообизнеса в России, но решить глобальные проблемы, связанные с совершенствованием законодательства, в котором бы объекты зообизнеса имели свою правовую нишу, так и не смогли. Может быть, это было связано с тем, что руководители этих организаций сами занимались бизнесом, и не имели времени и возможности переключиться на решение общих проблем.

Совсем недавно на одном из заседаний в Минэкономразвития России, где слушалась программа поддержки малого и среднего предпринимательства Минсельхоза РФ, в которой речь шла, в основном, о поддержке фермерских хозяйств, я спросила у представителей этого уважаемого ведомства: «А почему ваша программа охватывает узкий круг предпринимателей? Ведь Министерство сельского хозяйства регламентирует деятельность и других отраслей, в частности зообизнеса?». Чиновник из министерства удивленно посмотрел на меня: «А что такое зообизнес?». Пришлось пояснить, что это стремительно развивающаяся отрасль, которая имеет полувековую историю в западных странах, зообизнес обслуживает непродуктивных животных, то есть наших домашних любимцев – кошечек, собак, аквариумных рыбок, декоративных птиц, хомячков и т.д. Предприниматели в сфере зообизнеса производят и реализуют корма, кормовые добавки, витамины и лекарственные средства, одежду, обувь, домики и переноски, ошейники и аквариумы, лечат наших питомцев, организуют выставки животных и товаров для них, открывают салоны по стрижке собак и кошек, гостиницы для животных, издают профильные журналы и газеты. После того, как я дала разъяснение о том, что такое зообизнес, представитель Минсельхоза спросил: «А какое отношение ко всему этому имеет наше министерство?».

Честно говоря, такой же вопрос возник и у нашего Союза, когда было разработано положение о Минсельхозе в 2004 году. В положении было написано, что предметом ведения министерства являются объекты сельского хозяйства, охоты и рыболовства. В официальном ответе на запрос СПЗ Минсельхоз сообщил, что он ведет реестр редких пород собак. Смех, да и только!

Но вернемся к созданию Союза. Прежде чем приступить к работе над учредительными документами, инициаторы создания СПЗ провели ряд консультаций  с крупнейшими объединениями предпринимателей – общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРой РОССИИ», с Торгово-промышленной палатой России, а также с Администрацией Президента РФ. Нам разъяснили, что в скором времени именно крупные предпринимательские объединения станут главным проводником политики государства в каждой отрасли. «ОПОРА РОССИИ» даже пошла на то, чтобы выступить учредителем нашего Союза. Беспрецедентный случай! Также учредителями стали ООО Научно-биологический центр «Фармбиомед», АНО «Сервисный центр пушного звероводства», ООО «Близнецы-Вет», ЗАО «Валта Пет Продактс», ООО «СОРСО», ООО «Конструктив», ООО «Ветеринарный сервис-центр «Юниор», Общественная организация «Союз кинологических организаций России», ООО Информационный центр профессионалов зообизнеса «Зооинформ», Региональная общественная Ассоциация практикующих ветеринарных врачей, Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Спасение животных» и ЗАО «Байер».

Позже в Союз вступили еще многие организации и индивидуальные предприниматели из Москвы, Санкт-Петербурга, Владивостока, Калуги, Ростова-на-Дону, Сургута, Курска, Комсомольска-на-Амуре, Екатеринбурга, Сыктывкара, Воронежа, Хабаровска, Московской, Смоленской, Волгоградской, Тульской областей.

Председателем Правления СПЗ был избран Сергей Витальевич Спирин, человек с активной жизненной позицией, который к тому времени уже возглавлял Комиссию по зообизнесу в «ОПОРЕ РОССИИ» и был членом Общественно-экспертного совета по малому и среднему предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы. Я была назначена генеральным директором СПЗ, а один из инициаторов создания Союза Алексей Владимирович Шаршков занял пост заместителя генерального директора. Спустя три года, в СПЗ пришла работать на должность ведущего специалиста Елена Карельская. Вот собственно и вся команда, на плечи которой легло решение общих проблем зообизнеса и контретных вопросов, возникающих у его участников.

Чтоб не пропасть поодиночке

Проанализировав ситуацию на рынке зоотоваров, дирекция СПЗ пришла к выводу, что решить многие вопросы в рамках отдельно взятой отрасли, будет сложно. Именно поэтому было принято решение о вступлении в крупные объединения, защищающие права предпринимателей. СПЗ стал членом Торгово-промышленной палаты России и «ОПОРЫ РОССИИ».

Если в ОПОРЕ уже была создана Комиссия по зообизнесу, которая занималась вопросами именно этой отрасли, то в ТПП по отраслевому признаку мы вошли в Комитет по предпринимательству в аграрно-промышленной сфере. На заседаниях Комитета обсуждались вопросы производства молока, мяса, зерна, к которым зообизнес имел очень слабое отношение. Тем не менее, на каждом заседании представители СПЗ озвучивали свои проблемы. По крайней мере, в ТПП в отличие от Минсельхоза, что такое зообизнес, знали хорошо. Наша активность и гражданская позиция были замечены. Поэтому, когда СПЗ выступил инициатором создания собственного подкомитета по предпринимательству в сфере зообизнеса, руководство Торгово-промышленной палаты России его поддержало.

Сегодня представители СПЗ входят в общественные советы по малому предпринимательству при министерствах и ведомствах, что позволяем нам не только озвучивать наши проблемы, но и находить пути их решения. Есть представители СПЗ и в недавно созданной правительственной рабочей группе по снижению административных барьеров в предпринимательстве.

Опираясь на свой опыт, могу сказать, что главной задачей СПЗ является выработка механизмов решения проблем. Надо точно знать, в какую дверь постучаться, изучить сферы деятельности всех министерств, ведомств, других организаций, которые могут оказать действенную помощь в каждом конкретном случае.

Приведу пример. В 2007 году неожиданно для всех – и для предпринимателей, и для чиновников - было введено лицензирование фармацевтической деятельности. То есть все предприниматели, которые торговали лекарственными средствами для животных, в том числе и противоблошиными ошейниками, спреями и т.п., не имеющие лицензию,  отныне вели противозаконную деятельность. Не буду рассказывать о том, что об этот нововведении не все еще знают, а чиновники в некоторых регионах начали заниматься лицензированием только с начала 2009 года. Тем не менее, худо-бедно процесс был налажен. И тут выяснилось, что чиновники на местах не умеют читать законодательные акты. Множеству предпринимателей было отказано в выдаче лицензий на незаконных основаниях. Большинство из них пытались решить проблему известным на Руси способом – с помощью дачи взяток должностным лицам. Но нашлись и такие, которые обратились в СПЗ и готовы были бороться за свои права законными методами. Стал вопрос, куда обращаться за помощью? Конечно, центральный аппарат Россельхознадзора мог указать своим территориальным управлениям на ошибки. Но и в этот ведомстве не сразу научились строго следовать нормативно-правовым актам.  Более действенную помощь предпринимателям, по мнению дирекции СПЗ, могла оказать Генеральная Прокуратура, которая призвана надзирать за исполнением законов. И большое спасибо этой уважаемой организации, которая оперативно решила проблемы с выдачей лицензий, то есть обязала представителей Россельхознадзора следовать точно букве закона.

Другой пример. В конце прошлого года ряду импортеров кормов для кошек и собак было отказано в выдаче разрешений на ввоз. Основанием для отказа был тот факт, что экспортеры не попали в список предприятий, которым разрешен ввоз товаров на территорию России, а также не были проинспектированы ветеринарной службой нашей страны. Функцию по инспектированию и составлению списков Россельхознадзор сам себе прописал в административном регламенте и сам же не исполнил. Нужно ли говорить, какими последствиями для предпринимателей да еще в период кризиса это обернулось – сокращение рабочих мест, оплата пустых офисов и складов, сорванные контракты. А главное, потребители не могли найти на прилавках магазинов корма, к которым так привыкли их питомцы. И здесь СПЗ был найден путь решения проблемы. По жалобе, обращенный в Федеральную антимонопольную службу было возбуждено дело против Россельхознадзора, который был признан виновным в ограничении деятельности хозяйствующих субъектов.

Подробно рассказать о пятилетней деятельности Союза в одном материале невозможно. Поверьте, это ежедневный, тяжелый труд, это сотни звонков из регионов с просьбами разъяснить, научить, помочь. Но чтобы не заканчивать на грустной ноте, в завершении – о веселом.

Наши хвостики крючком, наши рыльца пятачком, и глаза горят веселым огоньком!

Эти слова из гимна Федерации спортивного свиноводства, обошедшие весь Интернет, были придуманы в Союзе предприятий зообизнеса, так же, как впрочем, и сама федерация. Веселая затея по организации и проведению поросячьих олимпиад стала своеобразной релаксацией, которую дирекция СПЗ может себе позволить один раз в год, во время проведения агропромышленной выставки «Золотая осень». На одном из сайтов в этом году был проведен серьезный конкурс антикризисных мер, предлагаемых читателями. Десятку лучших возглавила идея проведения поросячьих бегов, которая приносит столько радости детям и взрослым! Кстати, на VII Поросячьей олимпиаде, которая прошла на ВВЦ с 9 по 11 октября, выступала объединенная антикризисная команда, в составе которой бегали поросята, представляющие Минсельхоз, Федеральную антимонопольную службу, ОПОРУ РОССИИ и бизнес-сообщество!

Удалось ли осуществить все задуманное за пять лет?

Отвечу предельно честно – нет, не удалось. Решением некоторых проблем мы занимаемся в течение пяти лет, но свет в конце тоннеля только появляется.  Бывает очень трудно преодолеть сопротивление чиновников, достучаться до их разума и сердец. Иногда опускаются руки, и хочется все бросить. Но потом на почту Союза приходит письмо от одного из участников СПЗ со словами: «Привет, союзники!», и понимаешь, что не зря живешь.

Генеральный директор Союза предприятий зообизнеса,

Татьяна Колчанова