Производство кормов для домашних животных в России: 7 составляющих от «Петкорм», ожидания AlphaPet и главные риски от FAVA

7 июня в Торгово-промышленной палате России по инициативе Союза предприятий зообизнеса прошел круглый стол «Импортозамещение в сфере кормов для непродуктивных животных». Модераторами мероприятия стали Татьяна Колчанова, генеральный директор Союза предприятий зообизнеса, и Петр Чекмарев, председатель Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса.

Импортозамещение кормов для домашних животных

7 составляющих производства кормов

О проблемах российских производителей кормов для непродуктивных животных рассказал Роберт Имангулов, один из основателей компании «Петкорм». Предприятие работает на рынке три года, и в настоящее время специализируется на производстве влажных кормов.

Имангулов выделил 7 основных составляющих производства кормов:

    • рынок сбыта. Россия является второй страной в мире по размеру популяции домашних животных после США, рынок кормов для кошек и собак в компании оценивают в 150 млрд рублей, так что возможности для производителей огромные (сколько в стране домашних животных и чего потребители (заводчики и ритейл) ждут от российских кормов — читайте в следующей части репортажа). Международные корпорации сейчас заморозили инвестиции в развитие производства в нашей стране, поэтому российские производители получили преимущество.

Будущее — за сухими премиальными кормами, сегментом, который пока очень зависит от импорта. Сейчас на рынке чувствуется дефицит мощностей для производства сухих кормов. Этот сегмент в «Петкорме» оценивают в 50-70 т тонн в год.

Однако принятию решений о дальнейшем развитии препятствуют несколько факторов. В открытом доступе сейчас нет информации о новых проектах. «Здесь нам бы очень могли помочь регуляторы. Такая информация помогла бы  для планирования инвестиций», - отметил Роберт Имангулов.

Так же сейчас нет ясности по импорту. Так, ЕС и Канада давали большую часть премиального сегмента сухих, а также лечебных кормов. Какие иностранные альтернативы ждут рынок? Этот вопрос остается открытым.

Ситуация с ГМО также очень осложняет начало работы с другими странами-экспортерами. Требования российских регуляторов представители новых рынков выполнить не могут. Рынок возлагал надежды на Турцию, но с Турцией нет согласованного сертификата, и ни одного завода не аттестовано;

    • капитал. Требования к вложениям в новое производство очень высоки. Существенный барьер для производства уже сегодня создают условия для новых площадок — завод должен находиться на расстоянии от других объектов, однако на участке должны быть все коммуникации;
 
   • технологии. В настоящее время все применяемые в производстве кормов для домашних животных технологии — импортные, особенно в отношении сухих кормов и упаковки продукции в паучи. Так как все разработки западные, практически невозможно найти технологов, знакомых с новым видом производства;

    • оборудование: ключевое оборудование сейчас — импортное, есть трудности с закупкой, логистикой и пусконаладкой. Кроме того, некоторые поставщики прекратили техподдержку своего оборудования;

    • запчасти и расходные материалы. Проблемы вновь связаны с использованием западных технологий. Так, вся автоматика, используемая на предприятии, — импортная, в основном компании Siemens, которая ушла с рынка. Возникают у производителя и неожиданные проблемы. Так, исчезают с рынка масла с пищевым допуском, т.к. все они были импортными.  В РФ уже ведутся разработки, но пока не так быстро, как хотелось бы.

    • ингредиенты и упаковка (именно упаковка формирует половину стоимости продукции). Сейчас рост цен на сырье и компоненты внутри страны существенно обгоняет рост цен на готовую продукцию. Кроме того, предприятия сталкиваются с тем, что в России мало надежных поставщиков мясосырья. Требуется постоянный усиленный контроль за поступающей продукцией, несмотря на наличие в стране системы прослеживаемости.

В настоявшее время исчезли некоторые расходники для лабораторий. Сейчас в компании используют сохранившийся запас и находятся в поиске альтернативных поставщиков.

Дополнительные сложности вызывает закрытие всех импортных поставок плазмы и гемоглобина, к качеству которых привыкли производители. Российские компании начинают разрабатывать и производить эти позиции, но пока качество оставляет желать лучшего.

Есть сложности с фольгой для упаковки: в производстве кормов используется форматная фольга, поставки которой идут из Китая. Увеличить поставки Китай пока не может, кроме того, логистика сильно увеличилась во времени и расстоянии, что привело к росту цен.

Отдельные сложности вызывают используемые краски, - краски, выдерживающие стерилизацию. Производители пленок говорят, что запас красок у них имеется еще максимум на пару месяцев. Исчезает матовый лак, дорабатывают остатки и вариантов его закупки пока нет.

    • обученный персонал. Используемое производителями кормов для домашних животных оборудование зачастую является редким и даже уникальным. По этой причине возникают и существенные трудности с квалифицированным персоналом. Производители ждут поддержки от государства: в ВУЗах должны начать готовить технологов и операторов, работающих с современным сложным оборудованием.

Импортозамещение кормов для домашних животных

Кто такой фасовщик, и что писать на упаковке

Кроме того, Роберт Имангулов остановился еще на двух важных вопросах:

1) Введение потребителя в заблуждение тем, что написано на этикетке. Зачастую содержание этикетки выглядит намного оптимистичнее и премиальнее, чем это есть на самом деле, особенно это касается сухих кормов. «Думаю, что рынку здесь тоже нужна помощь регулятора для выработки прозрачных и понятных правил - что и как выносится на этикетку. Кроме того важно контролировать достоверность этой информации. Иначе на рынке честные игроки всегда будет в неравных условиях», - отметил Имангулов.

2) Организации-фасовщики готовой продукции. Первая часть проблемы заключается в том, что в «Меркурии» предусмотрена только операция «производство», а это подразумевает процесс обработки/переработки исходного сырья и получения нового продукта (как, например, изготовление сухого корма из определенных ингредиентов). В процессе оформления данной операции в «Меркурии», в графу «производитель» вписывается та организация, которая и произвела продукт.  

Сложности возникают в тех случаях, когда компания не производит новый продукт, а фасует уже произведенный кем-то другим корм в новую упаковку или формирует единый набор (для акций) из нескольких упаковок корма. Ни фасовка, ни тем более формирование набора не является производством. По мнению Роберта Имангулова, в обоих случаях недопустимо указывать в графе «производитель» ту организацию, которая фасовала/формировала набор, стирая при этом информацию о настоящем производителе корма.

Имангулов призвал разработчиков «Меркурия» включить в систему возможность оформлять именно фасовочный процесс и процесс сборки, где организация, которая осуществляла сборку/фасовку, будет указана в графе «фасовщик/упаковщик/сборщик», а исходный производитель корма будет сохраняться.

Вторая часть этой проблемы заключается в том, что нет четкого понимания как организации-фасовщику оформляться с точки зрения законодательства. Все компании сельскохозяйственного сектора перечислены в реестре «Цербера» и подразделяются на две группы «хранение» либо «производство». Фасовка, по сути, это уже больше, чем хранение кормов, потому что в процессе фасовки мешок открывается, корм взаимодействует с окружающей средой, возможно попадание посторонних предметов, бактерий и т.п. Но вместе с тем, это не производство, потому что нет сырья, нет производственных линий, нет процесса переработки. «Хотелось бы иметь нормативы именно для организаций-фасовщиков, чтобы они спокойно проходили аттестацию и получали свой статус в «Цербере»», - пояснил Имангулов.



Предприятия разные — проблемы общие

Ирина Заболоцкая, заместитель директора по развитию компании «Научно-Производственный Центр Кормовых Технологий» (AlphαPet), согласилась с коллегой в озвученных сложностях.

AlphαPet - новый завод, первой линией для которого  стала линия сухих кормов, в августе планируется запуск производства влажных кормов. Предприятие изначально ориентировалось на стратегию импортозамещения и стремилось занять пустующую нишу кормов с включением свежих мясных ингредиентов. Однако такая стратегия предъявляет высокие требования к сырьевой базе. Российскому производителю пришлось столкнуться со сложностями с поиском даже таких компонентов, как мясо ягненка или кролика, всё сырье было импортным. Трудности возникают и с добавками и витаминами высокого качества.

Столкнулось предприятие и с проблемами с упаковкой. Так, в России нет мелованного картона.

Тоже касается антиоксидантов — производители ждут, чтобы на российском рынке появились отечественные разработки.

Из чего делать суперпремиум в России

Денис Еременков, директор производства «Фава», рассказал, что компания сконцентрирована на линейке суперпремиальных кормов. Именно к такому классу продукции сегодня приковано внимание потребителей.



В настоящее время самым растущим сегментом рынка являются корма класса холистик. Однако для такой продукции очень важно наличие подходящего сырья соответствующего класса. Основой для таких кормов являются сушеный картофель, батат, топинамбур, тыква. Если эта продукция и культивируется в России, то не в той форме, которая необходимо для производства премиальных кормов. Ощущается нехватка т.н. «клэймов» (баранина, утка, индейка, говядина и др.).

Еременков выделил 4 главных риска для производителей, остановившись, в том числе, на отсутствии научных данных, учитывающих специфику питания домашних животных, и нехватке кадров, которые в нашей стране для новой отрасли промышленности не готовят.



При этом FAVA уже сейчас использует собственные разработанные рецептуры, которые превосходят корма западных компаний, и готовится к скорому выпуску суперпремиальных кормов.



 
08.06.22