Размещен новый проект о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле

Начались публичные обсуждения проекта федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», который призван устранить недостатки действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в том числе несистемность и пробельность регулирования, недостаточность регулирования вопросов профилактики нарушений обязательных требований, а также неоправданный акцент на проведении проверок, являющихся наиболее затратным как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов мероприятием.

Что предусматривает новый проект?

Предусматривается обязательность принятия положений о каждом виде государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Также для каждого вида государственного контроля (надзора) и вида муниципального контроля органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля должны утверждаться административные регламенты, определяющие административные процедуры их осуществления.

Проектируемым законом предлагается закрепить широкий набор средств и механизмов проведения профилактической работы. К числу профилактических мероприятий законопроектом отнесены информирование, обобщение правоприменительной практики, выпуск руководств по соблюдению обязательных требований, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, выдача рекомендаций по соблюдению обязательных требований, осуществление консультирования, профилактическое сопровождение, самообследование, профилактический визит и иные мероприятия. Законопроектом определяется возможность объявления предостережения при наличии сведений о готовящихся нарушениях, о признаках возможных нарушений либо о непосредственных нарушениях обязательных требований. Такая профилактическая мера, заменяющая проведение внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по тому же поводу, применяется лишь в отношении негрубых нарушений и дает контролируемому лицу возможность оперативно исправить их и избежать возможных неблагоприятных последствий.

В основу регулирования контрольно-надзорных мероприятий положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также принцип недопустимости множественного контроля с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же контролируемого лица.

Законопроект предполагает отказ от использования проверок как основного инструмента контроля, перенос акцентов на иные контрольно-надзорные мероприятия. Для этого законопроектом предусматривается широкий перечень новых контрольно-надзорных мероприятий помимо проверки, к которым отнесены выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд. Таким образом, у контрольно-надзорного органа расширяется набор способов оценки соблюдения обязательных требований. При этом все новые способы осуществления контроля связаны с меньшими издержками для контролируемых лиц по сравнению с традиционным проведением проверок, а некоторые из них проводятся без взаимодействия с контролируемыми лицами, с использованием средств дистанционного автоматизированного контроля.

Законопроектом предлагается установить, что выбранное инспектором контрольно-надзорное мероприятие должно быть соразмерно вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. Наиболее серьезные и затратные по процедуре и последствиям для контролируемого лица мероприятия (проверка, рейд) должны проводиться по согласованию с прокуратурой.

Базовым механизмом, обеспечивающим реализацию данных подходов, является использование системы управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Согласно законопроекту выбор профилактических и контрольно-надзорных мероприятий, их содержание (включая объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты должны определяться на основе оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (при плановом контроле – категорией риска, при внеплановом – выявлением индикатора риска).

Законопроектом предусматривается ряд формальных ограничений на использование проверок и иных контрольно-надзорных мероприятий. К числу иных важнейших ограничений следует отнести предусмотренный законопроектом запрет на проведение внеплановой выездной проверки в случае открытия контрольно-надзорного производства, за исключением исключительных случаев причинения вреда (ущерба) жизни, здоровью граждан, вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, выявления индикаторов риска причинения вреда (ущерба), а также при проведении проверки по поручению Президента, Правительства либо по требованию прокурора. По общему правилу такая проверка может проводиться только после проведения иного контрольно-надзорного мероприятия, в ходе которого выявлены нарушения обязательных требований, за которые предусмотрена административная и (или) уголовная ответственность, либо если имеются достаточные основания предполагать наличие нарушений таких обязательных требований, но данные нарушения не могут быть в полной мере оценены в рамках выбранного ранее контрольно-надзорного мероприятия.

Вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора и других участников должны иметь процессуальное обоснование и совершаться в определенных законопроектом процессуальных формах. Установлено, что контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства. Согласно законопроекту, контрольно-надзорное производство может включать не более двух внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по одному поводу в отношении одного контролируемого лица. Это исключает случаи осуществления неограниченного по продолжительности и количеству мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении одного лица.

Законопроектом предусматривается исчерпывающий перечень оснований и поводов открытия контрольно-надзорного производства. При этом установлена необходимость проведения оценки достоверности информации о фактах причинения или угрозы причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также о нарушениях обязательных требований, которая может являться поводом для открытия контрольно-надзорного производства. Данная норма направлена на ограничение возможностей произвольного проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, пресечение злоупотреблений со стороны контрольно-надзорных органов, защиту прав и законных интересов контролируемых лиц.

В соответствии с законопроектом органам государственного контроля (надзора), органам муниципального контроля будет предоставлена возможность организации совместных (межведомственных) мероприятий государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.

Специальная глава законопроекта посвящена обеспечению прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Важной гарантией соблюдения прав граждан и организаций являются положения законопроекта о возможности признания результатов контрольно-надзорных мероприятий недействительными в случае грубых нарушений требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, перечень которых зафиксирован в нормах законопроекта. При этом в соответствии с законопроектом после признания недействительными результатов контрольно-надзорного мероприятия повторное внеплановое контрольно-надзорное мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с прокуратурой, вне зависимости от вида контрольно-надзорного мероприятия и основания для его проведения. Это позволит исключить практику злоупотребления механизмами государственного контроля (надзора), муниципального контроля в целях оказания давления на бизнес, ведения недобросовестной конкурентной борьбы.

Законопроектом предусматривается прямой запрет на установление ключевых показателей видов контроля, основанных на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности.

Заложен в проекте и принцин регуляторной гильотины. В частности, предусматривается, что предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля не может являться оценка соблюдения:

1)обязательных требований, содержащихся в неопубликованных официально нормативных правовых актах, иных нормативных документах, за исключением документов, предусмотренных абзацем вторым части 2 настоящей статьи;
2)обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти СССР и РСФСР;
3)обязательных требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, вступивших в силу до 1 января 2021 года.

Полностью с проектом можно ознакомиться здесь.