Минсельхоз не поддерживает исключение готовых кормов для непродуктивных животных из перечня товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сертификатами

В рамках публичного обсуждения внесения изменений в приказ МСХ № 648 СПЗ направил свою позицию по сокращению товаров, подлежащих сопровождению ВСД.

Позиция СПЗ заключается в следующем: «Союз предприятий зообизнеса (СПЗ), от лица производителей, импортеров, дистрибуторов кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных, оптовых и розничных компании России, просит рассмотреть возможность исключения из перечня продукции, подлежащей обязательной электронной ветеринарной сертификации, кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.

Ранее Департаментом ветеринарии Минсельхоза России было рассмотрено наше обращение в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Гордеева, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации письмом от 10 сентября 2018 года № П11-46516. В письме Минсельхоза указано, что возможность внесения изменений в указанный приказ № 648 будет рассмотрена в случае целесообразности.

В связи с этим СПЗ провел опрос производителей, импортеров, дистрибуторов кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных, оптовых и розничных компаний, в котором приняли участие более 400 организаций, которые высказались за исключение этой продукции из перечня.

Приводились следующие аргументы:

1. С введением электронной сертификации в перечень продукции попали корма растительного происхождения, на которые ранее ВСД не оформлялись.
2. Готовые корма для непродуктивных животных не входят в пищевую цепочку для человека, т.е. не несут никакого риска для людей.
3. Готовые корма являются термически обработанными, герметично упакованными и не представляют никакой опасности, так как изготавливаются в соответствие с Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемые к товарам, подлежащими ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. № 317); Ветеринарно-санитарными нормами и требованиями к качеству кормов для непродуктивных животных, утвержденными Россельхознадзором 15 июля 1997 г. № 13/7-2/1010; ГОСТ Р 55453-2013 «Корма для непродуктивных животных. Общие технические условия».

Абсолютно все участники опроса отметили, что нагрузка на бизнес возросла многократно, расходы оказались во много раз больше, чем при оплате за ВСД ветеринарной службе.

1. Затраты на внедрение и функционирование работы в системе Меркурий у предпринимателей выросли во много раз по сравнению с оплатой услуг госветслужбе.
2. Увеличились временные сроки оформления ВСД.
3. Увеличился штат сотрудников.
4. Увеличилось число возвратов продукции и штрафов сетевых игроков, каждый из которых предъявляет свои требования при поставках им продукции.
5. Розница не готова к Меркурию.

Приказом МСХ № 251 были внесены поправки в перечень продукции, утвержденной приказом № 648, например, оттуда исключены сухие супы для людей, продукты питания, содержащие в своем составе менее 50% продукции животного происхождения, но они не коснулось готовых кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных.

Исходя и изложенного, СПЗ просит повторно рассмотреть вопрос об исключении готовой продукции для непродуктивных животных из перечня продукции, подлежащей ветеринарной сертификации.

Просим позицию 2309 изложить в следующей редакции: Продукты, используемые для кормления животных, за исключением готовых кормов и кормовых добавок для непродуктивных животных. Данная формулировка полностью соответствует примечанию вносимых изменений в приказ № 648: «Ветеринарный контроль в отношении готовой пищевой продукции, не содержащей сырые мясные компоненты или содержащей в своем составе менее половины другого переработанного продукта животного происхождения, не осуществляется при условии, что такая продукция надежно упакована или запечатана в чистые емкости и может храниться при комнатной температуре, или в процессе производства была доведена до полной готовности, или была термически обработана целиком и полностью до полного изменения естественных свойств сырого продукта».

Также СПЗ просил рассмотреть вопрос об исключении в группе 01 Живые животные в Перечне подконтрольных товаров, подлежащих сопровождению ветеринарными сопроводительными документами

Лошади, ослы, мулы и лошаки живые. Крупный рогатый скот живой. Свиньи живые. Овцы и козы живые. Домашняя птица живая, то есть куры домашние (Gallusdomesticus), утки, гуси, индейки и цесарки. Живые животные прочие. Кроме: Живые животные – амфибии (код ТН ВЭД 010690), рептилии (код ТН ВЭД 010620), насекомые прочие (код ТН ВЭД 010649).

Пояснения: перечислены группы животных – амфибии (код ТН ВЭД 010690), рептилии (код ТН ВЭД 010620), насекомые прочие (код ТН ВЭД 010649), для которых даже «Едиными ветеринарными (ветеринарно-санитарными) требованиями, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденными Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. №317» не предусмотрены никакие лабораторные исследования, вакцинации, карантинирование и которые не являются переносчиками никаких особо (и не особо) опасных заболеваний, и вообще никаких заболеваний общих для человека и других животных.

В главе 16 «ВЕТЕРИНАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ при ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) перемещении между государствами-членами диких животных», под дикими животными понимаются животные, изъятые из природной среды впервые, независимо от места их обитания (вольное обитание, заповедники, заказники, национальные парки и др.). Что касается, тех же групп животных, но полученных от разведения в условиях искусственно созданной среды обитания в ряду поколений, то для них вообще не предусмотрены никакие ветеринарно-санитарные правила.

По первому вопросу на официальном сайте  regulation.gov.ru размещен следующий комментарий:

«Одним из важнейших элементов обеспечения эффективности системы является прослеживаемость происхождения подконтрольных товаров. Любой разрыв в цепочке прослеживаемости сделает систему полностью не эффективной в отношении товаров, где прослеживаемость заканчивается в момент, когда продукция еще не достигла прилавка магазина.
ВСД характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза.

Кроме того в соответствии с действующим Перечнем продукты исключение составляют кормовые добавки химического и микробиологического синтеза.

Участники оборота подконтрольных товаров получают следующие преимущества:
- сокращение коррупционной составляющей при взаимодействии с органами государственной власти за счет прозрачности и сокращения количества действий с участием человека;
- возможность полностью автоматизировать процесс оформления ВСД на объектах осуществления хозяйствующей деятельности,
- исключение необходимости оплачивать стоимость бланков строгой отчетности, на которых оформляются ВСД на перемещение подконтрольных товаров;
- возможность использовать информацию, содержащуюся в ФГИС в области ветеринарии, для проведения маркетинговых исследований в отношении произведенных товаров;
- право на самостоятельное оформление ВСД на товары, не имеющие высоких ветеринарных рисков или до мест проведения ветеринарной санитарной экспертизы,
- государственную гарантию безопасности и легальности подконтрольных товаров, находящихся на всех этапах оборота включая появление фальсифицированных документов,
- равные условия реализации подконтрольных товаров для всех участников рынка.

Обращаем внимание что регистрация, доступ, и использование программного обеспечения ФГИС в области ветеринарии и оформление ВСД в электронной форме осуществляется на безвозмездной основе.

По второму предложению позиция МСХ такова: «ВСД характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого подконтрольного товара, эпизоотическое благополучие территорий его происхождения и позволяющие идентифицировать подконтрольный товар, оформляются на подконтрольные товары, из числа товаров, содержащихся в перечне подконтрольных товаров, установленном актом, составляющим право Евразийского экономического союза. Вносимые изменения призваны обеспечить прослеживаемость подконтрольных государственной ветеринарной службе Российской Федерации товаров».

Позицию СПЗ полностью поддержал Союз участников потребительского рынка (СУПР) в обращении к министру сельского хозяйства Д.Н. Патрушеву.

Позиции СПЗ и СУПР разработчиками не приняты. Кстати сказать, все предложения от разных лиц, размещенные на regulation.gov.ru, не учтены Минсельхозом.

Остается надеяться, что при прохождении данным проектом процедуры оценки регулирующего воздействия в Минэкономразвития позиция СПЗ будет услышана.