Реформа надзора и контроля: шаг вперед, два - назад?

23 октября в Москве проходит ежегодный предпринимательский форум Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» «Малый бизнес – национальный проект!». Одна из секций форума - «Реформа надзора и контроля: шаг вперед, два - назад?» - вызвала особый интерес у предпринимателей. Диалог власти и бизнеса в очередной раз показал, что пока чиновники считают, что для бизнеса созданы почти идеальные условия, предприниматели считают свое положение практически безнадежно плохим.

Модератор секции Владислав Корочкин, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», начал дискуссию с подведения итогов опроса предпринимателей. Несмотря на реформу контрольно-надзорной деятельности, только 9% бизнесменов отметили снижение административной нагрузки в прошлом году, а 43% указали на рост нагрузки. Предприниматели говорили и  об увеличении времени и ресурсов, которые тратятся на удовлетворение требований надзорных органов. Это, соответственно, приводит к понижению производительности труда.

Итоги реформы надзора и контроля к 2018 году подвел Александр Брагин, директор Аналитического центра «Форум». По его словам, в настоящее время реформа практически поставлена на паузу, так как Правительство уделяет внимание национальным проектам, в список которых эта реформа не вошла. Брагин рассмотрел основные направления реформы и достигнутый прогресс. В отношении внедрения риск-ориентированного подхода были приняты основные документы, установлены критерии категорирования предприятий и частоты плановых проверок. При этом риск-ориентированный подход фактически не применяется для плановых проверок, хотя изначально реформа предполагала такой подход.

Реформа также предполагала переход от показателей о количестве проверок и нарушений к новым показателям эффективности, показывающим, каких рисков удалось избежать. Они были утверждены для многих областей, однако целевые показатели не приняты, а значит, цели, к которым надо стремиться, не установлены.

Реформа предусматривала и внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований. В рамках этого подхода для большинства отраслей разработаны чек-листы. Но также реформа предполагала пересмотр количества обязательных требований, что так и не было проделано.

Автоматизация контрольно-надзорной деятельности хотя и идет, но пока больших подвижек в этой сфере также нет. Кроме того, остается актуальной проблема регионального надзора, который фактически не выпадает из системы.
Итог выступления подвел Владислав Корочкин, выделивший три основные проблемы: избыточность требований и отсутствие их пересмотра, а также надзор на региональном уровне.

Анна Попова, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рассказала о реализации реформы Роспотребнадзором. В сумме с 2009 года количество плановых и внеплановых проверок снизилось в 20 раз. Растет количество предупреждений – так служба переходит на «профилактический тренд».
По словам Поповой, сейчас службе вернули право на пересмотр санитарных правил и работа над их актуализацией ведется и сегодня. В рамках реформы были разработаны чек-листы, которые предварительно проходили общественное обсуждение. Работать по чек-листам, по мнению Поповой, стало проще.

Сейчас служба продолжает участвовать в совершенствовании законодательства в соответствии с целями реформы, в частности, идет работа по «внесению» риск-ориентированного подхода в КоАП. 

Большинство происшествий сегодня происходит на тех предприятиях, которые только открылись и не подали соответствующего уведомления в службу или подпадают под действие проверочных «каникул». Попова отметила важность предупреждения начинающих предпринимателей о возможных рисках. Для этого служба предлагает проводить обучение новичков в рамках Школы поддержки субъектов предпринимательства – бесплатно, но обязательно.

Михаил Иванков, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости, отметил, что под действие трудового законодательства в России подпадают 8 млн. субъектов, при этом только 0,6% предприятий подлежат проверкам из-за возможного риска (за исключением жалоб, случаев травм или задержки заработной платы).

Рострудом были разработаны проверочные листы, которые, по словам Иванкова, содержат не все требования, а только те требования, которые были признаны существенными. В прошлом году служба также запустила общественные слушания, а также заработал сайт онлайнинспекция.рф, где любая организация может пройти самопроверку соблюдения требований трудового законодательства с помощью Электронного инспектора труда, взглянув на оформление и содержание документов глазами настоящего государственного инспектора труда.

После выступления чиновников слово взяла вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян. В своем эмоциональном выступлении она отметила, что реформа просто захлебнулась. 2,5 года, по ее словам, было отдано спорам, а многие органы власти просто саботировали реформу. По мнению Блудян, когда прирост ВВП в стране составляет всего 1,3%, пора, наконец, снизить количество требований, потому что государство тратит деньги, которые зарабатывает бизнес.

Аплодисменты сорвали утверждения Блудян о том, что проверочные листы никак не решили проблем бизнеса: требования не были пересмотрены, все они просто были перенесены в чек-листы. Блудян предложила три выхода из сложившейся ситуации:
1)    снизить количество проверяющих органов, чтобы их было не 197, а 20;
2)    исключить проверки, используя современные технологии обработки данных. Инспекторы должны получить возможность получать всю необходимую информацию, просто зайдя в личный кабинет предпринимателя, а не в ходе выездной проверки. По словам Блудян, в Европе многие предприятия не проходят никаких проверок в течение десятков лет, и никаких сложностей не возникает;
3)    сократить проверки при помощи страховок. Бизнес, который страхует себя перед потребителями, не должен подвергаться проверкам, сама страховка в этом случае выступает в качестве профилактики нарушений.

Вопрос сложностей с надзорными органами в ветеринарии поднял Кирилл Дмитриев, председатель Правления Союза предприятий зообизнеса. Он рассказал о сложностях, возникших у российских производителей, вынужденных из-за несовершенства законодательства сначала регистрировать новые препараты в Казахстане, а потом столкнувшихся с действиями Россельхознадзора, остановившего обращение таких препаратов. Несовершенство законодательства и действия государственных органов привели к тому, что за 2018 год в России были зарегистрированы всего 8 препаратов, тогда как раньше в год регистрировалось около 200 новых продуктов.

Надежда Машкова, директор Департамента контрольно-надзорной и разрешительной деятельности Минэкономразвития России, рассказала, что в каждом регионе сегодня создаются координационные органы, которые будут вести статистику по административной нагрузке на бизнес в конкретном регионе.

Александр Буксман, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в своем выступлении отметил что прокуратура отсекает около 40% заявок на проведение плановых проверок. Однако лишь 6% внеплановых проверок подпадают под необходимость согласования Прокуратурой.

Если Вы тоже хотите выразить свое мнение о ходе реформы, Аналитический центр, на базе которого функционирует Проектный офис по реализации реформы контрольно-надзорной деятельности, с 22 октября по 9 ноября 2018 года предлагает представителям различных сфер бизнеса из всех регионов России принять участие в тематическом опросе и оценить доступность, удобство и понятность информации, размещаемой на сайтах контрольно-надзорных органов. Для участия необходимо пройти по ссылке.


Онлайн-трансляция пленарного заседания Форума ОПОРЫ России
«Малый бизнес – национальный проект!»
с участием В.В. Путина (23.10.18 с 15:00)